Печать
Категория: Защита населения от ЧС
Просмотров: 996

Профилактические меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений

Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз и т.п.) является объектом повышен­ной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.

Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает: инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям; инвентаризацию основных и запасных входов-выходов; проведение осмотров территории и помещений;

организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;

организацию пропускного режима;

организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения; информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности; проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного уч­реждения с дежурной частью УВД;

плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);

проведение тренировок по антитеррористической деятельности; инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

Руководитель образовательного учреждения является ответственным за состояние анти­террористической защищенности образовательного учреждения. Он координирует противодейст­вие подразделений образовательного учреждения террористическим проявлениям, организует взаимодействие с территориальными органами МВД и ФСБ.

Инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям проводится по следующей те­матике:

Действия работников и должностных лиц образовательного учреждения при получении сообщения о подготовке или совершении террористического акта, обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов на территории или в помещениях учреждения.

Проведение мероприятий по эвакуации людей.

Порядок доклада должностных лиц образовательного учреждения о происшествиях тер­рористического характера.

О мерах личной безопасности при проведении мероприятий в сфере антитеррористиче­ской деятельности.

Порядок ликвидации последствий террористических воздействий.

Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду.

Инструктаж проводится руководителем образовательного учреждения или его заместите­лем совместно с территориальным органом УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

При инвентаризации выполняются также основные мероприятия из представленного вы­ше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений.

Инвентаризация основных и запасных входов-выходов.

Для сосредоточения сил образовательного учреждения, территориальных органов УВД, охраны на контроль за несанкционированным проникновением посторонних лиц на территорию в служебные, технические помещения, учебные корпуса, общежития проводится инвентаризация основных и запасных входов-выходов образовательного учреждения.

Инвентаризация проводится заместителем руководителя образовательного учреждения по административно- хозяйственной части совместно с территориальными органами УВД и охраны по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.


При инвентаризации обследуются все входы-выходы с целью определения минимального количества открытых входов-выходов, обеспечивающих бесперебойную работу и контроль досту­па посторонних лиц.

По результатам инвентаризации составляется акт, который утверждается руководителем. Остальные входы-выходы закрываются и опечатываются (пломбируются). Ключи от закрытых вхо­дов-выходов находятся в опечатанном виде у дежурных служб, определенных приказом руководи­теля, на случай эвакуации и чрезвычайных ситуаций.

Проведение осмотров территории и помещений

Проведение осмотров территории и помещений образовательного учреждения осуществ­ляется в целях:

обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц;

недопущения проникновения посторонних лиц в служебные, учебные помещения, обще­жития, на территорию, к системам жизнеобеспечения;

недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и

стоянки автотранспорта вблизи стен зданий.

Осмотры проводятся либо только должностными лицами образовательного учреждения, либо совместно с территориальными органами УВД и охраны.

Для организации осмотров приказом руководителя территория или отдельные участки, помещения, в том числе подвальные, чердачные, малоиспользуемые и т.д., системы жизнеобес­печения образовательного учреждения закрепляются за должностными лицами, эксплуатирующи­ми их, или в чьем ведении они находятся.

Должностные лица, за которыми закреплена территория, помещения, проводят осмотр ежедневно. Результат осмотра фиксируется в Журнале проведения осмотров, находящемся у должностного лица, за которым закреплены территория и помещения образовательного учрежде­ния.

Осмотры территории и помещений сотрудниками охраны проводятся с периодичностью, указанной в табеле постам, и их результаты фиксируются в постовой ведомости. Выявленные на­рушения немедленно докладываются в дежурную диспетчерскую службу.

В журналах проведения осмотров указываются: конкретные проверенные участки терри­тории или помещения, кто проводил осмотр и его роспись, в какое время проводился осмотр, вы­явленные недостатки и какие меры приняты для их устранения.

Организация контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения

Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию образова­тельного учреждения организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной образовательного учреждения, обеспечивающих пропуск авто­транспорта на основании разрешительной документации и контроль за его размещением на тер­ритории образовательного учреждения.

Разработанные разрешительная документация на право въезда автотранспорта на тер­риторию образовательного учреждения (пропуска, списки, заявки и т.д.) и инструкции для контро­леров КПП учреждения утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Организация пропускного режима

Пропускной режим организуется для недопущения проникновения посторонних лиц на территорию, в служебные, учебные помещения, общежития, к системам жизнеобеспечения обра­зовательного учреждения.

Пропускной режим обеспечивается:

организацией постов охраны по проверке разрешительных документов на право входа

(пропусков, служебных удостоверений и т.д.);

установкой технических средств защиты (решеток, замков, кодовых замков, домофонов и

т.д.);

специальным контролем всех служебных и технических входов в здание учреждения.

Организация уборки территории и помещений образовательного учреждения

Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей.

Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и напол­ненность, особенно в местах массового пребывания людей.


Урны и мусоросборные контейнеры устанавливаются на видных местах и опорожняются по мере заполнения.

Информационное обеспечение в области антитеррористической деятельности

Под информационным обеспечением понимается звуковая и наглядная информация работников образовательного учреждения о порядке их действий при обнаружении бесхозных ве­щей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при прове­дении мероприятий по эвакуации людей.

Звуковая информация передается по громкоговорящей связи дикторской или диспетчер­ской службой образовательного учреждения для всех категорий информируемых и по телефону дежурной службой образовательного учреждения для оповещения руководителей подразделений и других должностных лиц образовательного учреждения, находящихся вне зоны досягаемости громкоговорящей связи.

Звуковая информация состоит из:

предупредительных объявлений, которые передаются только по громкоговорящей связи;

объявлений о проведении мероприятий по эвакуации для всех категорий информируе­мых, которые передаются по громкоговорящей связи и телефону.

Наглядная информация памятки для работников образовательного учреждения по ан­титеррористической деятельности, которые должны быть на рабочих местах, и стенды «Внимание: терроризм» в местах с массовым пребыванием людей.

Проверка работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД

Дежурная служба образовательного учреждения проверяет работоспособность прямой телефонной связи с дежурной частью УВД, а также всех телефонов с АОН. Результаты проверки фиксируются в Журнале проведения осмотров территории и помещений образовательного учреж­дения.

В случае выявления нарушений в работоспособности средств связи дежурная служба об­разовательного учреждения немедленно докладывает руководителю образовательного учрежде­ния для принятия мер к их устранению.

Плановые проверки работоспособности технических средств защиты

Проверку работоспособности технических средств защиты (механических, кодовых, элек­тронных замков) выполняют должностные лица образовательного учреждения при плановых ос­мотрах территории и помещений. Результаты проверки фиксируются в Журнале проведения ос­мотров.

О выявленных нарушениях в работоспособности технических средств защиты должност­ные лица докладывают руководителю образовательного учреждения для принятия мер к их устра­нению.

Проведение тренировок по антитеррористической деятельности

Тренировки в сфере антитеррористической деятельности являются итоговым этапом комплекса организационно-профилактических мероприятий по противодействию террористиче­ским проявлениям в образовательном учреждении.

В ходе тренировок проверяются и отрабатываются практические действия сотрудников и должностных лиц:

по организации осмотров территории и помещений с целью обнаружения бесхозных ве­щей и подозрительных предметов;

действиям при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;

организации взаимодействия с территориальными органами УВД, охраны при обнаруже­нии бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минирова­нии образовательного учреждения; организации оповещения; организации эвакуации персонала.

В соответствии с этими мероприятиями проводятся следующие тренировки по действиям: при получении сообщения о минировании образовательного учреждения; обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов; эвакуации людей.


Тренировки проводятся как независимо одна от другой, так и комплексно. При комплекс­ной тренировке объединяется проведение тренировки 1 или 2 с тренировкой 3.

К тренировкам 1, 2 и комплексным привлекается весь личный состав образовательного учреждения.

Тренировки 1 3 проводятся из расчета по одной в год с каждым подразделением обра­зовательного учреждения.

Комплексные тренировки проводятся из расчета по одной в год для всего образователь­ного учреждения.

Тренировки проводятся самостоятельно или совместно с территориальными органами УВД.

Разрабатывается план проведения тренировок и учебно-методические руководства по проведению тренировок, согласуется при необходимости с территориальными органами УВД, и утверждается руководителем образовательного учреждения.

Руководство всеми тренировками возлагается на заместителей руководителя образова­
тельного
учреждения (комплексными на руководителя образовательного учреждения). Резуль­
таты
тренировки отражаются в приказе «Об итогах проведения объектовой тренировки», по мате­
риалам
которого с участвовавшими в ней работниками и должностными лицами образовательного
учреждения проводится разбор их действий.                            

Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду

Она проводится заместителем руководителя образовательного учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже од­ного раза в полгода. При инвентаризации проводятся также основные мероприятия из представ­ленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений.

Организация работы образовательного учреждения при обнаружении бесхозных вещей или предметов, при получении сообщений о минировании и при эвакуации людей

Общие положения

Минирование территории образовательного учреждения наиболее вероятное прояв­ление террористической деятельности.

Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании образовательного учреждения рассматривается как реальная угроза жизни людей, находящихся в образовательном учреждении.

Решение об эвакуации людей с территории учреждения и ее степени принимается ис­ключительно руководством территориальных органов УВД по результатам объективной оценки сведений об обнаруженных бесхозных вещах, подозрительных предметах. О минировании обра­зовательного учреждения сообщается через дежурную часть УВД в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения.

Кроме этого дежурная часть УВД обязана передавать в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения полную информацию о минировании образовательного учрежде­ния, поступившую из централизованных источников пульт «02» и др., а также о принимаемых по этим фактам мерах (вызов кинолога, саперов и т.д.), по фактам обнаружения бесхозных вещей или подозрительных предметов и об окончании выполнения этих мероприятий. Выполнение мероприя­тий по эвакуации обеспечивается совместными действиями сотрудников территориальных органов УВД, охраны, должностных лиц и работников образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения и дежурная служба перемещаются в район сбора эвакуируемых, оповещают об этом дежурную часть УВД, должностных лиц образовательно­го учреждения и продолжают выполнять свои срункциональные обязанности, используя мобильную связь, рации или посыльных из числа эвакуированных работников образовательного учреждения.

Степени эвакуации в зависимости от нарастания обстановки могут вводиться последова­тельно или независимо.

При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запре­щается:

касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся

с ним в контакте;


заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевы­ми и другими материалами;

пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;

оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаружен­ный предмет.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, м:

Тротиловая шашка 20 г............... 45

Тротиловая шашка 400 г............. 55

Граната РГД-5............................. 30

Граната Ф-1............................... 200

Мина МОН-50.............................. 85

Сумка (кейс)............................... 230

Дорожный чемодан..................... 350

Автомобиль типа ВАЗ............... 450

Автомобиль типа «Волга».......... 580

Микроавтобус................... .'........ 920

Грузовой автомобиль............... 1 250

Для заблаговременной подготовки к возможному проведению эвакуации людей приказом руководителя образовательного учреждения определяются:

лица, ответственные в рабочее и нерабочее время за организацию эвакуации людей с определенных участков территории и из помещений, за организацию оцепления, его со­став;

состав эвакуируемых и районы их сбора, расположенные на безопасном удалении от пе­риметра образовательного учреждения; порядок связи с районами сбора; порядок оповещения ответственных за эвакуацию и выставление оцепления. Обязанности руководителя образовательного учреждения в нерабочее время выполняет дежурный диспетчер образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения информируется и вызывается в любое вре­мя при обнаружении взрывного устройства на территории.

Руководители подразделений в нерабочее время вызываются по решению руководителя образовательного учреждения.

Действия должностных лиц и работников при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов

Работники образовательного учреждения.

Любой работник образовательного учреждения при обнаружении или получении сообще­ния об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан: незамедлительно уточнить место их нахождения;

соблюдая меры предосторожности, организовать, по возможности, их ограждение; сообщить о находке в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения лично или по телефону; далее действовать по указанию дежурной диспетчерской службы.

Дежурная диспетчерская служба образовательного учреждения. Дежурный диспетчер образовательного учреждения при получении сообщения об обна­ружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан: уточнить место обнаружения находки;

сообщить о находке руководителю образовательного учреждения или лицу, его заме­щающему;

при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации; в нерабочее время выполнять обязанности руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения.

При получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных пред­метов обязан:

находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой образовательного учреждения;

при принятии руководством УВД решения об эвакуации людей координировать действия подразделений учреждения по эвакуации людей.


Действия должностных лиц и работников образовательного учреждения при получении сообщений о минировании образовательного учреждения

Работник образовательного учреждения.

Любой работник образовательного учреждения при получении сообщения о минирова­нии образовательного учреждения обязан:

по возможности наиболее полно и точно выяснить данные о времени и месте заложенно­го взрывного устройства, его внешних признаках, порядке и времени срабатывания; постараться установить внешние данные, особые приметы или паспортные данные зая­вителя;

немедленно сообщить все полученные сведения в дежурную диспетчерскую службу об­разовательного учреждения лично или по телефону; далее действовать по ее указанию.

Дежурная диспетчерская служба образовательного учреждения.
Дежурный диспетчер образовательного учреждения при получении сообщения о миниро­
вании образовательного учреждения обязан:                               .

сообщить о минирований руководителю образовательного учреждения или лицу, его за­мещающему;

немедленно сообщить все сведения в дежурную часть УВД;

оповестить о минировании образовательного учреждения территориальный орган МЧС; далее поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД;

при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации людей; в нерабочее время выполнять обязанности руководителя образовательного учреждения.

Руководитель.

Получив сообщения о минировании образовательного учреждения, руководитель обязан:

сообщить о минировании образовательного учреждения в УВД;

находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством

УВД и дежурной службой образовательного учреждения;

при принятии руководством УВД решения на эвакуацию людей координировать действия

подразделений образовательного учреждения по эвакуации людей.

Действия должностных лиц и работников при поступлении решения на эвакуацию людей

Сотрудники.

Любой сотрудник образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан немедленно прекратить работу, передать сообщение в соседние помещения, отключить от электросети все электрооборудование, закрыть форточки, закрыть и опечатать, при необходимо­сти, помещение и убыть в установленный район сбора.

Дежурная служба образовательного учреждения.

Дежурный диспетчер образовательного учреждения при проведении эвакуации обязан: при получении по телефону сообщения об эвакуации позвонить в дежурную часть УВД и уточнить причину эвакуации, ее степень, зону эвакуации, зону выставления оцепления, кто передал сообщение;

доложить руководителю образовательного учреждения или лицу, его замещающему, о поступлении решения на эвакуацию людей;

дать указание на узел громкоговорящей связи образовательного учреждения о передаче объявлений о закрытии образовательного учреждения;

принимать доклады от ответственных по эвакуации и выставлению оцепления о ходе вы­полнения мероприятий;

постоянно находиться на связи с руководителем образовательного учреждения и докла­дывать ему о ходе выполнения мероприятий;

при получении из дежурной части УВД сообщения об окончании мероприятий по эвакуа­ции доложить руководителю образовательного учреждения и после его разрешения дать указание на оповещение об открытии образовательного учреждения; получить в дежурной части УВД копию акта о проведенных мероприятиях.


Лица, ответственные за эвакуацию.

Ответственные за эвакуацию при получении сообщения об эвакуации обязаны: немедленно провести на закрепленных за ними участках территории и помещениях обра­зовательного учреждения оповещение людей, используя любые способы передачи ин­формации (средства связи, голос и т.д.);

обойти все закрепленные участки территории и помещения и убедиться, что все люди оповещены, приступили к эвакуации и убыть в район сбора;

в районе сбора провести регистрацию эвакуированных и доложить о выполнении эвакуа­ции в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения и далее выполнять ее указания;

при получении из дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения ин­формации об окончании мероприятий по эвакуации оповестить об этом эвакуированных и обеспечить их организованное возвращение на рабочие места.

Лица, ответственные за выставление оцепления.

Ответственные за выставление оцепления при получении сообщения об эвакуации обя­заны:

немедленно провести оповещение людей, участвующих в оцеплении, и убыть к месту вы­
ставления оцепления;                                                 

расставить работников, участвующих в оцеплении, и по окончании выставления оцепле­ния доложить в дежурную диспетчерскую службу и далее действовать по ее указанию; при получении из дежурной службы информации об окончании мероприятия по эвакуа­ции, снять оцепление и организованно вернуться на рабочие места.

Лица, ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения. Ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязаны:

связаться с дежурной службой образовательного учреждения и уточнить степень эвакуа­ции, эвакуируемую зону;

определить возможность отключения зданий в эвакуируемой зоне от энерго- и газоснаб­жения, доложить об этом в дежурную службу образовательного учреждения и убыть к ме­стам отключения;

по команде дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения отключить энерго- и газоснабжение, убыть в установленный район сбора и находиться на постоян­ной связи с дежурной службой образовательного учреждения;

при окончании мероприятий по эвакуации по команде дежурной службы восстановить энерго- и газоснабжение образовательного учреждения и доложить об этом в дежурную диспетчерскую службу.

Руководитель.

Руководитель образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан:

уточнить степень эвакуации и эвакуируемую зону;

поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД и дежурной службой образова­тельного учреждения, информируя их о всех своих перемещениях и порядке связи; коор­динировать действия подразделений образовательного учреждения по эвакуации людей; при получении информации об окончании мероприятий по эвакуации дать указание на оповещение об открытии объекта.

Памятка руководителю образовательного учреждения

по мерам антитеррористической и противодиверсионной защиты

обучающихся и сотрудников

В целях реализации неотложных мер по усилению бдительности, обеспечению безопас­ности жизни и здоровья обучающихся и сотрудников образовательных учреждений руководитель учреждения обязан:

Изучить руководящие документы по предупреждению диверсионно-террористических ак­тов (Федеральный закон от 15.09.1999 1040 «О борьбе с терроризмом», постановление Прави­тельства РФ «О мерах по противодействию терроризму»; письма Министерства образования РФ от 21.09.1999 38-55-45/38-02; от 28.10.199 01-50-1499/38/6; от 01.02.2000 38-51-02/38-06; Закон РБ от 14.10.1994 г. ВС-25/45 «О милиции общественной безопасности» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РБ от 8.02.2011 г. 31 «Об утверждении респуб-


ликанской целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкор­тостан на 2011-2013 годы»; Приказ Министерства образования РБ и ГУ МЧС России по РБ от 3.02.2009 г. 99/17п «О проведении проверок организации работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях Республики Башкортостан»; Решение Совета городского округа город Уфа РБ от 26.011.2009 г. 20/9 «О Городской целевой программе профилактики правона­рушений и борьбы с преступностью на территории городского округа город Уфа Республики Баш­кортостан на 2010-2012 годы»; настоящую памятку).

Взять под личный контроль организацию антитеррористической и противодиверсионной защиты учреждения, развернуть разъяснительную работу среди обучающихся, их родителей, учи­телей, направленную на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Совместно с представителями исполнительной и законодательной власти с привлечени­ем средств массовой информации, советами и попечительскими советами, родителями провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, на­правленной на обеспечение безопасности обучающихся и учителей.

Постоянно поддерживать оперативное взаимодействие с местными органами ФСБ, МВД , прокуратуры, военными комиссариатами и военным командованием.

Ужесточить режим допуска граждан и автотранспорта на контролируемую территорию, исключить бесконтрольное пребывание на территории посторонних лиц.

Исключить возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредствен­ной близости и на контролируемой территории.

Усилить охрану учреждения, в случае отсутствия охраны организовать дежурство препо­давательского и обслуживающего персонала.

Не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не имеющих постоянной или времен­ной регистрации.

Обеспечить надежный круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) на террито­рию учреждения грузами и предметами ручной клади, своевременный вывоз твердых бытовых от­ходов.

Ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатанными, а также проверять состояние решеток и ограждений.

С началом и после окончания занятий входные двери держать в закрытом состоянии. Контролировать освещенность территории учреждения в темное время суток.

Проверять наличие и исправность средств пожаротушения, тренировать нештатные по­жарные расчеты.

Систематически корректировать схему оповещения сотрудников учреждения.

Иметь в учреждении План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной си­туации (в дошкольном Инструкцию).

Обеспечить предупредительный контроль мест массового скопления людей: классов, ау­диторий и помещений, где будут проводиться занятия, совещания, собрания, культурно-массовые мероприятия.

Знать телефоны местных отделов ФСБ, МВД, прокуратуры, военного комиссариата, про­тивопожарной службы, скорой медицинской помощи и аварийной бригады.

О случаях вскрытия предпосылок к возможным террористическим актам, чрезвычайных происшествий немедленно докладывать в местные органы правопорядка, Министерства образо­вания, управления ГЗ.